Задать вопрос
губернатору
Обращения граждан
Государственные сайты Московской области

«В Гжели все держится на женщинах»: как производят всемирно известный фарфор в Подмосковье

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

Гжельский фарфоровый завод, который располагается в Раменском районе, ведет свою историю еще с 1818 года. Сегодня это крупнейшее предприятие Московской области по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью. Каждый день здесь выпускают порядка 1000 товаров – это и посуда, и вазы, и декоративные фигурки. Корреспонденты официального портала правительства Московской области пообщались с главным художником завода Сергеем Михайловичем Симоновым и узнали, что общего у производства фарфора с сельским хозяйством, какие этапы предшествуют появлению знаменитых сине-белых изделий и как выглядела дореволюционная гжель.

Производство полного цикла

Производство гжельского фарфора, который во времена СССР стал предметом особой гордости его обладателей, располагается на двух этажах. Здесь осуществляются все его этапы – от заливки форм до итогового обжига изделия. Гжельский фарфоровый завод – предприятие полного цикла, все материалы, которые необходимы для производства, делаются здесь же местными мастерами – это и сам жидкий фарфор (шликер), и формы, и глазурь.

«Производственные риски такие же, как в сельском хозяйстве. Только там все зависит от погоды, а у нас от степени влажности, запыленности, освещенности», – рассказывает Сергей Симонов.

Формируют первоначальный вид будущего изделия литейщики. Именно они заливают шликер в гипсовые формы, выдерживая его определенное время.

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

«Каждая литейщица знает, какой именно ассортимент содержится в форме. У нас ведь все формы похожи, и запомнить, в какой форме тот или иной ассортимент, почти невозможно. Нужно иметь сноровку, привычку и знание свойств материала – маленькое или крупное изделие ведет себя по-разному. Нужно знать, какую толщину выдержать при отливке», – рассказывает главный художник завода Сергей Симонов.

Каждый литейщик еще и скульптор, потому что изделие приходится собирать из отдельных частей.

После отливки изделия должны высохнуть, а уже после сушки они поступают к оправщикам. Задача оправщика убрать все швы, сделать заготовку гладкой и аккуратной. Оправленное изделие отправляется в печь на обжиг при температуре 850–900 °С, после которого оно становится чуть прочнее, чем просто высушенное, но все же еще достаточно хрупкое.

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

После обжига в печи изделие нужно проверить на отсутствие микротрещин. На Гжельском заводе для этого используют фуксиновую краску розового цвета. Когда изделие опускается в фуксиновый раствор, выявляются различные дефекты – трещина темнеет, а вокруг нее остается выбеленный участок. После второго обжига эта краска выгорит.

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

После фуксинового контроля качественные изделия маркируют: на дне ставится печать окисью хрома зеленого цвета с изображением местной старообрядческой церкви и года начала промысла – 1818. Изделия, не прошедшие контроль, перемалывают в пыль. Из нее снова делают фарфоровую массу, поскольку свойства не теряются.

Маркированные изделия попадают на стол к художникам – именно от них зависит, как будет выглядеть чашка, салатник, снеговик или ваза. Художников на заводе около 40: есть те, которые специализируются на определенном виде живописи, а есть универсалы.

По словам Сергея Симонова, художники имеют разную квалификацию – кто-то выпускник художественного вуза, а кто-то самоучка, и его готовили прямо здесь, на фабрике.

«У каждого живописца свой ассортимент. Сегодня они расписывают супники, а завтра глазки-носики у снеговиков. Есть художники, которые рисуют по своим собственным эскизам. Работает у нас и художник, который пишет пейзажи. Он основоположник этого стиля в гжели», – отмечает Симонов.

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

На этапе росписи имеет значение любая мелочь, нужно уметь прогнозировать, каким выйдет изделие из обжига – от этого зависит, какой плотности кобальт наносить на изделие.

Многие считают, что гжель – это исключительно бело-синие изделия, однако так было не всегда. Дореволюционная гжель была цветной, а изделия, покрытые только кобальтом, появились лишь после Великой Отечественной войны в 1946 году. Причина этого проста – нехватка средств, а использование кобальта было самым дешевым вариантом производства. Сейчас на заводе выпускают и цветную, и бело-синюю гжель.

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

После росписи на изделии ставится подпись художника и дата выпуска. На следующем этапе – глазуровке, изделие целиком опускают в глазурь, и рисунок полностью исчезает. Изделие в глазури отправляют в печь на итоговый обжиг при 1350 градусах. После этого кобальт станет синим, а глазурь – прозрачной.

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

На Гжельском фарфоровом заводе чтят традиции и сохраняют исторический ассортимент. Одни из самых старых вещей – это пивная кружка 1986 года, чайник «Вдохновение» из 1980-х, штоф «Осетр». 

Самый популярный товар к Новому году – фарфоровые снеговики и елочки. Гжельский снеговик тоже впервые появился в 1980-х годах – именно он был главным призом «Известий» на соревнованиях по хоккею в 1986 году.

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

Спортивная тематика имела продолжение при подготовке к Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Также мы активно сотрудничаем с Российским футбольным союзом (ООО РФС), и производим сувениры с его символикой.

Художественные промыслы Подмосковья: от матрешек и фарфора до елочных игрушек>>

Ручной труд и автоматизация производства

Роспись изделий на Гжельском фарфоровом заводе осуществляется полностью вручную, но автоматизация не обошла и это производство. Так, на заводе есть несколько машин для литья, с помощью которых удается создавать большие формы простых изделий: кувшины, салатники, штофы, чашки. Мелкие детали – ручки у чашек, детали у штофов – работники завода прикрепляют вручную.

На заводе есть и советские станки тридцатилетней давности, и новые. Самая новая литейная машина куплена во Франции.

Производство гжельского фарфора Источник: РИАМО, Николай Корешков

«Большая доля у нас все же ручного труда, особенно женского. Формовка и литье осуществляется женщинами – на них все в Гжели держится», – говорит Симонов.

По его словам, на предприятии остро ощущается дефицит квалифицированных кадров. Эту проблему сотрудники завода пытаются решать самостоятельно: берут на стажировку молодых людей и обучают их тонкостям промысла. Сейчас на заводе усиленно ищут главного технолога, химика-экспериментатора, который будет создавать новые рецепты гипса и глазури.

Успех из-за разбитого чайника

Сначала бело-синяя гжель, которая появилась в послевоенное время, большим успехом не пользовалась – изделия продавались в хозяйственных магазинах и особым спросом пользовалась разве что чернильница-непроливайка. С увеличением ассортимента начал расти и покупательский спрос, однако бум на гжель произошел благодаря случайности.

О ней громко заговорили лишь в 1976 году, и все из-за чайника, разбившегося в прямом эфире. Эльдар Рязанов в передаче «Кинопанорама» подарил японскому режиссеру Акире Куросаве гжельский самовар с чайником сверху, который тот разбил, неудачно повернувшись. Рязанов пообещал ему «привезти новый чайник из Гжели». С этого момента началась мода на гжель, и к Олимпиаде-80 она уже стала коллекционным атрибутом.

Сейчас в ассортименте завода более 600 наименований, и постоянно появляются новые.

«Наше производство нужно развивать – ведь оно часть нашей народной культуры. Если у человека дома есть предметы народного искусства, у него перед глазами постоянно находится напоминание о том, откуда он родом», – заключает главный художник завода.

Виктория Кулагина

Теги Культура
Свернуть