Задать вопрос
губернатору
Обращения граждан
Государственные сайты Московской области

«Группа ГАЗ» − о созданном электробусе и подмосковных трендах в городском транспорте

Директор по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ» Николай Борисович Одинцов Источник: ©, пресс-служба "Группы ГАЗ"

Ликинский автобусный завод в Подмосковье - один из старейших российских производителей автобусов среднего, большого и особо большого класса. Сейчас на этом предприятии выпускают автобусы стандарта Евро-5, создали электробус и планируют показать автобусные новинки этой осенью на международной выставке в Ганновере. О том, каким будет автобус будущего, развитии сети общественного транспорта на газомоторном топливе и стандартах городского автобусного парка в Подмосковье, порталу mosreg.ru рассказал директор по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ» Николай Борисович Одинцов.

- Николай Борисович, сколько автобусов поставляет ЛиАЗ в Москву и Московскую область?

- В совокупности поставки нашей продукции в Подмосковье и Москву составляют 70% от общего объема производства. В частности, в Московской области мы реализуем очень технологичный и масштабный проект. Кроме того, в этом году реализуется первый контракт с Москвой на приобретение электрических автобусов.

Льготные транспортные карты Подмосковья. Инфографика>>

- Сколько транспортных средств производит завод ежегодно? Какова доля автобусов, работающих на газовом топливе? Что влияет на объемы их производства?

- В год ЛиАЗ выпускает порядка 2,5 тысячи автобусов. При этом на газомоторном топливе мы выпускаем около 10-15% транспортных средств. На производство таких автобусов влияют два фактора. Во-первых, программа государственного субсидирования, которая позволяет обеспечить их выпуск и коммерциализацию на рынке. Покупатель может приобрести их по цене дизельных автобусов. Во-вторых, развитие газозаправочной инфраструктуры, без которой эксплуатация газовых автобусов просто невозможна. 

В идеале мы могли бы выпускать автобусов на газомоторном топливе порядка 30% от общего объема, то есть увеличить их выпуск вдвое. Но надо понимать, что количество производимых на ЛиАЗе газовых автобусов ограничено государственными субсидиями на стимулирование развития газомоторных ТС. Как только заканчиваются деньги, число желающих заключить контракт на поставку газовых автобусов резко сокращается.

- Каковы потребности Подмосковья и других регионов в продукции завода?

Автобус ЛиАЗ Источник: ©, пресс-служба "Группы ГАЗ"

- Сейчас перед российскими городами-миллионниками поставлена очень амбициозная задача: каждый из них должен иметь в парке около половины CNG-автобусов (газовых). Для ее выполнения нужно увеличивать объем государственных субсидий. В 2018 году общая сумма субсидий, которые выделены не только ЛиАЗу, составила 2,5 миллиарда рублей.

Для обновления автопарка всей страны необходимо выпускать около 6 тысяч городских автобусов в год. Сейчас наши города закупают около 2-3 тысяч автобусов из-за недостаточного объема финансирования. ЛиАЗ способен производить в два раза больше автобусов, и за небольшой промежуток времени мы можем увеличить мощности производства.

В Москве и Подмосковье нами наработаны успешные практики, которые мы хотим распространить на регионы. Например, комплексное обеспечение, когда регион покупает не одну модель автобуса, а целую линейку для решения различных задач. Это связано с разными потребностями пассажирских перевозок: на маршрутах используются автобусы различной вместимости и назначения. Так, Московская область закупает микроавтобусы, автобусы средней, большой и особо большой вместимости, то есть вместимостью от 18 до 50, 60 и 80 человек, 115-120 пассажиров и до 180 человек. Плюс к этому еще и междугородные автобусы на 50-55 человек. Такая линейка ТС полностью покрывает потребности Московской области и отдельных муниципалитетов в пассажирских перевозках.

Этот комплексный подход позволяет сократить затраты на автобусный парк. Такая унификация включает стандарты транспорта и обслуживания. Затраты на обслуживание автотранспорта одной марки за счет унификации всегда дешевле, чем затраты на эксплуатацию транспорта различных производителей.

Навигационную систему для контроля работы общественного транспорта запустили в Подмосковье>>

- Сколько автобусов было поставлено в Подмосковье по последнему контракту?

- Московская область закупила 1,9 тысячи автобусов, из них 250 средних машин, 900 малых, 500 междугородных. Все зависит от того, какой парк нужно обновить на данный момент. Например, Москва установила региональный стандарт о том, что возраст автобусов не должен превышать 7 лет. Иными словами, каждые семь лет парк должен обновляться полностью. Другим стандартом устанавливается доля электрических автобусов от их общего числа.

Если говорить о стандартах обслуживания, то можно сказать о практиках, реализованных в Москве. Например, в 17-м автопарке Москвы реализован контракт жизненного цикла. Его суть в том, что регламентные работы, ТО, ремонт делает наша сервисная компания, а парк только эксплуатирует автобусы. Мы используем оригинальные запчасти и рекомендованные производителями жидкости. У нас есть свой персонал, который осуществляет все работы, и отличная ремонтная зона. Этот опыт мы хотим распространить и на Московскую область. Уже есть планы по реализации нескольких проектов жизненного цикла − на севере, юге, западе и востоке Подмосковья.

- В какие города поставляются автобусы ЛиАЗа и насколько широко распространены они на федеральном уровне?

Автобус ЛиАЗ Источник: ©, пресс-служба "Группы ГАЗ"

- Наши автобусы есть в парках всех областных центров. И вопрос обновления автобусного парка с каждым годом стоит все острее. Правительство РФ регулярно выносит этот вопрос на обсуждение. Я думаю, он будет сдвинут с мертвой точки в скором времени.

Что делает ЛиАЗ для того, чтобы расширить свое присутствие в регионах? Традиционные 12- и 18-метровые ликинские автобусы прежде всего были ориентированы на крупные города с населением от 500 тысяч человек. Небольшие автобусы расширяют рынки сбыта для ЛиАЗа, потому что они ориентированы на более мелкие города или пригородные перевозки.

- В какие зарубежные страны осуществляется поставка автобусов ЛиАЗ?

- Порядка 10% продукции экспортируется в страны СНГ, прежде всего в Казахстан. В прошлом году мы выиграли большой тендер на поставку порядка 300 автобусов для Алма-Аты. Для них был разработан специальный дизайн.

В этом году продолжим сотрудничество со странами СНГ. Кроме того, есть определенные планы на поставку в Восточную Европу. Мы сертифицировали автобус ЛиАЗ уровня стандарта Евро-6.

Также в этом году мы участвуем в нескольких международных выставках. В частности, с 11 по 13 июня в Баку проходила транспортная выставка, по результатам которой ожидаем подписание нескольких контрактов на поставку автобусов в Азербайджан. В сентябре будет крупная выставка коммерческой техники в Ганновере, где мы представим наши автобусы. И в октябре пройдет выставка в Москве Busworld, где мы тоже покажем новые модели автобусов среднего, большого и особо большого классов.

- Какие регионы определяют развитие автобусной отрасли в России?

- Вся страна смотрит, как реализуются проекты в Москве и Подмосковье. Рано или поздно регионы начинают действовать в русле трендов, заданных Московским регионом. Если говорить о расширении линейки, то один из основных заказчиков - это Подмосковье. Для него был разработан городской автобус длиной 9,5 метра. А Москва выступила заказчиком машины с мультиплексом. Функция «Обзор 360» реализована на всех автобусах, которые мы поставляем в Москву. Это одна из самых современных систем, которая позволяет полностью контролировать состояние автобусов. В Московской области она тоже постепенно внедряется. Здесь сейчас реализуется колоссальная региональная программа обновления автобусного парка. Если другие регионы будут действовать в таком же русле, то экологическая ситуация в городах значительно улучшится. Вообще российский автобусный парк на 50% состоит из ТС старше 15 лет. От одного современного автобуса, который соответствует уровню Евро-5, меньше вредных выхлопов, чем от нескольких старых транспортных средств. Избавившись от старых и внедряя современные автобусы, мы экологическую ситуацию кардинально улучшим. Чтобы в наших городах стало легче дышать, нужно обновить автобусный парк. Для этого программа субсидирования лизинга должна быть рассчитана на срок не менее 10 лет.

Новые транспортные льготы в Подмосковье. Инфографика>>

- Если сравнить автобусы 10-летней давности и современные, то в чем принципиальное различие?

- Автобусы, которые производились 10 лет назад, кардинально отличаются от современных. Автобусы сейчас стали гораздо сложнее, можно сказать, это компьютеры на колесах. Пассажиры, как правило, замечают только изменения интерьера или экстерьера. В действительности изменению подвергаются также системы торможения и GPS, появляются новые системы климат климат-контроля и мультиплекса, системы информирования и подсчета пассажиров, система безопасности. Последняя при необходимости передает информацию непосредственно в центр управления. Сейчас практически 100% автобусов на городских маршрутах низкопольные, они оснащены устройствами для людей с ограниченными возможностями. Десять лет назад автобусы соответствовали требованиям Евро-2, сейчас – Евро-5. Новые двигатели и системы требуют скрупулезного обслуживания, их нельзя ни обслужить, ни отремонтировать по старым стандартам. Современные транспортные средства требуют высокой квалификации персонала по ремонту и компьютерной диагностике. И требования к экологии, безопасности кузова, тормозным системам только ужесточаются с каждым годом.

- Как, на Ваш взгляд, будут выглядеть автобусы будущего?

Автобус ЛиАЗ Источник: ©, пресс-служба "Группы ГАЗ"

- Если мы говорим о крупном городе, то на первое место выходят требования экологичности и минимизации вредных выбросов. Самый экологически чистый в этом отношении транспорт – электрический. В настоящее время есть несколько факторов, которые способствуют развитию электротранспорта, и несколько факторов, которые его тормозят. Самый главный плюс – экология, а главный минус – это цена. Тем не менее последние годы стоимость электробатарей неуклонно снижается. Сейчас абсолютно все мировые производители в мире работают над электрическими автобусами, и лидирует в их внедрении пока Китай.

Кроме того, все производители автобусов работают над снижением массы для увеличения пробега на одной зарядке. Пробег влияет и на энергопотребление. Энергопотребление – направление, которое также будут развивать производители автобусов. Многие переходят на светодиодные фары, внешнее и внутреннее светодиодное освещение. Вес, цена и количество перевозимых людей – три параметра, которые играют важную роль для характеристики электробуса. Чем больше требуется пробег, тем объемнее необходима батарея, тем выше окажется стоимость автобуса, тем меньше людей он будет возить. Поэтому очень много будет зависеть от того, когда произойдет значительный прорыв в технологии производства батарей. Они должны стать более емкими и меньше весить для того, чтобы минимизировать количество батарей в электробусе. В Москве, например, применяется устройство ультрабыстрой зарядки, которое позволяет эффективно эксплуатировать автобусы. Таким образом, автобусы будущего – это однозначно экологически чистые ТС: легкие и с низким потреблением энергии.

Кроме того, с технической точки зрения автобусы будущего должны быть более безопасными, оснащенными беспилотными системами. Может быть, не полностью, но какие-то системы помощи водителю в транспортных средствах непременно должны быть. И сейчас их уже ставят на междугородных автобусах, то есть на тех маршрутах, где выше скорость, больше расстояние и необходим лучший контроль за состоянием водителя. Я имею в виду систему контроля за полосой движения, систему контроля режима работы водителя, систему распознавания дорожных знаков, алкозамков и экстренного торможения, адаптивного круиз-контроля.

В автобусах будущего пассажирам посредством Wi-Fi будет предоставляться информация о расчете времени в пути или полезных местах по ходу движения ТС: кафе, ресторанах, сервисных центрах. Кроме того, автобус станет местом коммуникации рекламодателя с пассажирами. Безусловно, автобусы станут более комфортными, уровень шума в них станет значительно ниже.

- Какие инновационные технологии используются на производстве ЛиАЗа?

- За два года ЛиАЗ внедряет порядка 240–250 изменений, которые связаны с установкой новых стандартов или улучшением продукта. В частности, мы используем эксклюзивную антикоррозионную систему, не имеющую аналогов. Грунт при производстве оседает абсолютно на всех плоскостях кузова. Это происходит, когда кузов погружают в ванну со специальным раствором, который проникает везде. Еще мы использует самые современные краски при производстве наших автобусов. Гарантия на коррозию – 13 лет.

На стадии внедрения новых технологий и постановки их на производство мы сотрудничаем с иностранными партнерами. Эта сложная тема требует тесного взаимодействия производителей транспортных средств и поставщиков комплектующих, что позволяет нам постоянно совершенствовать процесс нашего производства.

На нашем производстве используются самые современные станки и технологии. Например, мы единственные в стране применяем конвейерное производство, где стоит уникальная система катафорезного грунтования, состоящая из 8 ванн, которая позволяет прогрунтовать не только внешние поверхности, но и все внутренние элементы, а также лазерное оборудование для резки металла. Современное оборудование позволяет нам создавать легкий, прочный и безопасный кузов с высокой степенью точности.

- И в завершение беседы – небольшой блиц. Сколько инвестиций привлечено на развитие предприятия за последнее время?

- За последние 2 года в ЛиАЗ вложено порядка 400 миллионов рублей инвестиций.

- Сколько автобусов поставил завод к чемпионату мира по футболу?

- Под ЧМ-2018 ЛиАЗ поставил около 2 тысяч автобусов. Это в основном городские автобусы.

- Сколько человек работают в настоящее время на производстве?

- В 2017 году на заводе работали 2,34 тысячи человек, а в 2018 году – 2,5 тысячи человек. Фактически это 10-процентный рост числа сотрудников предприятия.

- Что позволит оптимизировать транспортную ситуацию в нашей стране в ближайшем будущем?

- Принцип метро, но менее энергозатратный − когда автобус едет по выделенной полосе, и человек заходит на остановку уже с оплаченным билетом. При этом средняя скорость движения увеличится на 50−60%.

Что даст Подмосковью строительство ЦКАД: разгрузка транспортных потоков и новая инфраструктура>>

Полина Зотова

Свернуть